вторник, 4 сентября 2012 г.

Интервью с Катрин Денев: "Я не хочу играть образцовых бабушек"

"Журнал "Le Monde" недавно опубликовал интервью с Катрин Денев. Это даже не столько интервью, сколько прямая речь актрисы, разбавленная комментариями журналиста. В последнее время Катрин редко дает интервью - официальных поводов нет, а просто так разговаривать с журналистами она не любит. Именно поэтому после относительно долгого молчания очень интересно снова услышать мадемуазель Денев.

Как она защищается! Баррикадируется. Запирается. У кого-нибудь есть ключи? Конечно, она вежливо улыбается, прежде чем вдохнуть дым своих тонких длинных сигарет, которые она курит одну за другой. Немного грациозного молчания. И потом меткий ответ, одной фразой, произнесенный закрытым, немного сухим тоном. Не стоит настаивать. Она хочет, чтобы мы перешли к другой теме. Она руководит. Устанавливает правила. Она дала уже сотни интервью со времен "Шербурских зонтиков", это часть ее работы, она не скрывает ничего из того, что касается фильма. "Все очевидно. Если бы не было фильмов, я бы не давала интервью. Ни необходимости, ни желания". Разве мы не имеем права узнать немного о личной жизни знаменитой актрисы? "У меня нет никакого желания объяснять, кто я. Достаточно уже того, что я отдала частички себя фильмам, в которых снялась, они и так могут слишком много обо мне рассказать".

Пусть будет так. Мы ее понимаем. Но, так или иначе, мы встретились с ней лицом к лицу, не в связи с выходом очередного фильма, а по поводу юбилея "Бон Марше", большого универмага на Левом берегу Сены, для праздничных афиш которого Катрин Денев разрешила использовать свой образ. Образ парижанки, на протяжении тридцати лет верной мифическому кварталу Сен-Жермен-де-Пре, который она исходила вдоль и поперек, делая покупки, встречаясь с дочерью Кьярой (которая, кстати, живет неподалеку), ходя в кино. Образ всемирно известной элегантной француженки, которая, несмотря на любовные приключения по всему миру, никогда так и не смогла жить где-то, кроме Парижа. Города, где она родилась. И где, в квартире, расположенной недалеко от Порт Сен Клу, до сих пор живет ее мать Рене Дорлеак. Квартире, в которой Катрин и ее три сестры выросли.

"Да, это невероятно: моей матери 100 лет! Скоро 101. Она живет одна, в своей квартире, играет в бридж, носит очки, но при этом у нее отличный слух и ясная голова. Это, разумеется, очень ободряющий образ старости. Я всегда говорю себе, что мы, мои сестры и я, должны равняться на мать во всем, что касается жизненной энергии. Я считаю, что моя мать - очень смелая женщина. Мы не отдаем себе в этом отчета, пока не вырастаем. Будучи совсем молодой, она стала актрисой в театре "Одеон", а в тридцать лет стала там самой старшей. После рождения третьей дочери (прим. Катрин), она перестала работать. Вырастить четверых детей - нелегкая задача. Ей удалось дать нам достаточно свободы. Но слово "пример" не очень подходит - никто не хочет быть таким же, как его родители. Скажем так, моя мать - прекрасный образец стареющей женщины".

Надо же, Катрин употребила слово "стареть"! Она всегда заменяла его другим - "взрослеть". Ее позабавило, что мы это заметили. Актриса любит пользоваться "детской" лексикой.

"Согласитесь, это не одно и то же. "Взрослеть" - позитивное слово: мы учимся чему-то, набираемся опыта, мы впитываем и не перестаем внутренне обогащаться. В то время как "стареть" содержит в себе идею, что жизнь сужается, уменьшается. По сути, мы можем отлично "стареть" и "взрослеть" всю жизнь. Это всего лишь вопрос характера. Я не одержима возрастом. Я в некотором смысле фаталистка. Время идет, хорошо, я это знаю, я это вижу. Мои роли меняются. Это нормально. Иногда, читая сценарии, я думаю: мм, в моем возрасте и это неплохо... Мне случалось отказываться от ролей, если я чувствовала, что я существенно старше персонажа: нет, правда, это было бы неправдоподобно.  Но я могу и оттолкнуть роль со словами: "нет, мне еще рано, у меня еще до этого есть время". Это не столько вопрос возраста, сколько поведения. Есть много ролей женщин моего возраста, которые меня никогда не заинтересовали бы. У меня нет никакого желания играть образцовую бабушку, которая приходит забирать внучку из школы! Я обожаю делать это в жизни, но не хочу видеть себя такой в кино".

Свою роль в "Последнем метро" Франсуа Трюффо она называет поворотным моментом в карьере. Настоящая, зрелая роль.

"Трюффо добивался того, чтобы я сыграла не просто роль молодой блондинки. Это была ведущая роль ответственной женщины, вынужденной принимать сложные решения, способной быть твердой. Женщины абсолютно зрелой - в любви, в работе, в жизни. Однако, я бы не сказала, что я резко перешла от одной категории ролей к другой. Моя эволюция как актрисы проходила довольно плавно".

Эволюция? Неужели у нее есть некий идеальный образ актрисы, которой она хотела бы быть и она к нему стремиться? Катрин внезапно поднимает свои идеальные брови. Достает очередную сигарету, прикуривает и отвечает.

"Нет, я не вижу во французском кино актрис, которых я знала бы еще молодыми и которые прошли бы путь, которому можно было бы позавидовать. Они все ушли в никуда в тот момент, когда стало трудно, когда роли почти перестали предлагать. В Америке с этим еще хуже. Я помню, как Бетт Дэвис разместила объявление в журнале "Варайэти": актриса, такого-то возраста, ищет роли... Представляете себе? В США правит безумный культ молодости. Насколько я люблю их кино, настолько мне приятно быть европейкой".

А Даниэль Дарье?

"Ах, Даниэль, конечно! Она гениальна! Она - единственная сила, которая может побороть мой страх перед старостью. Но и у нее были спады... Но все же я особо не вижу актрис первого плана, которые продолжают удерживать позиции "звезд". Конечно, есть еще Мерил Стрип, восхитительная женщина и актриса, с настоящим характером, но и она вынуждена защищаться. Хотя она и значительно моложе!"

Джейн Фонда?

"Она не та, на кого мне хотелось бы равняться".

Почему?

"Джейн Фонда - каррикатурное изображение энергичной американки, стильной и элегантной. Это совсем не тот образ, который меня привлекает! Мне совершенно не хочется изображать женщину в полном расцвете сил".

Это из-за ролей, которым не достает глубины?

"Да, она и вправду играет в основном комедийные роли невыносимых свекровей. У нее, конечно, прекрасная фигура, она отлично выглядит. Но она слишком похожа на эталонных буржуазных американок, которых можно встретить в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе - слишком тощих, слишком активных, слишком загорелых, быстро и пугающе увлеченно болтающих. Этот образ абсолютно противоположен тому, который меня привлекает".

Предельно ясно. Зачем искать сравнение, если воспринимаешь жизнь как череду неожиданностей, встреч, возможностей, велений сердца? Если ненавидишь компромиссы и движешься только по своему собственному пути. Если больше одержим не годами, а часами, потому что в каждом дне так много всего, что нужно успеть.

"Я делаю тысячу вещей одновременно. Я постоянно спешу".

Желание жить свободно от буржуазных предрассудков, только по велению сердца, только по настроению, только с расчетом на свою энергию.. или усталость.

"Надо было бы быть дисциплинированной. Есть некоторые правила, которые могли бы помочь - рано ложиться спать, бросить курить, перестать пить кофе... Но я недисциплинированная. И чем больше я работаю, тем меньше задумываюсь о своем возрасте. Я часто живу с теми, кто моложе меня. У меня есть две сестры, отношения с которыми у нас все такие же, как в юности. Кроме того, моя мать жива - это меняет многое. Вы не представляете, как многое значит возможность сказать кому-то "мама". Это не позволяет чувствовать старость и полностью меняет отношения со временем".



Отношения, над которыми она продолжает насмехаться, использую я разговоре "мальчики и девочки" вместо "мужчины и женщины"

"Мне больше нравится такая лексика. Она стирает границы между поколениями"

Это ваш способ отказаться от идеи "взрослого мира"?

"Я люблю незрелых мужчин. Тех, которые остаются мальчишками. Внутри которых живет тот ребенок, которым они когда-то были. Они не строят из себя кого-то, не воспринимают себя всерьез, не зациклены на карьере. Я люблю тех, кто сохранил внутри легкость. Есть столько людей, которые с возрастом стали ужасно скучными!"

С женщинами то же самое?

Конечно! Так много тех, кто становится косным, начинает следовать нормам, едва достигнув тридцати лет.

Значит ваши самые близкие друзья - "девочки"?

Да! Свободные, постоянно в движении, в поиске. Не особенно преуспевшие, лишенные уверенности.

Уверенность в вопросах смысла жизни, роли искусства, отношений полов, трансцендентности... Мы напоминаем ей, что однажды она сказала, что гармония природы заставляет ее "почти верить в Бога". Она смеется. "Я такое сказала?!"

Да.

"Ну в таком случае я охотно скажу это еще раз. В природе нет ничего уродливого, будь то камень или растение. Все отвратительное сделано руками человека или было им осквернено. Природа меня утешает и успокаивает. Иногда она настолько прекрасно, что начинаешь верить в ее божественное происхождение. Но фраза, которую я сказала, не более чем каламбур".

Вы все также настаиваете на "почти"?

"Неужели, я настаиваю? Возможно сейчас больше, чем десять лет назад." 

Вы не верите в Бога?

Я верю, но не в Бога. Я не верю в Бога, который с помощью кусочка хлеба...

Вы совсем не чувствуете себя религиозным человеком?

Нет. Мое детство и образование были очень религиозными. Я сыта этим по горло.

Вы освободились от этого?

Нет, это невозможно полностью побороть. 

Тяжелое бремя?

Да, на меня это давит. Я даже не стала крестить своих детей.

В фильме "Мое любимое время года" Даниэль Отой, который играет вашего брата, говорит: "Ты все мечешься, суетишься. А главное - найти смысл жизни".

Разве это не то, что все ищут? Разве не каждый из нас в конце длинного дня задает себе вопрос "а что я сегодня сделал"? Я был возбужден, воодушевлен, я был взволнован, я получил удовольствие, я работал... Мы много суетимся, особенно в городе. Мы редко чувствуем всю полноту жизни.

Как найти смысл жизни?

"Оляля! Откуда же я знаю? Я как-то не готова вести философскую беседу. Фразы Отоя будет достаточно".




Катрин кажется раздраженной, поэтому самое время сменить тему. К тому же, она уже сказала другому посетителю, что наше интервью скоро закончится. Поэтому мы решили еще немного поговорить о политике. Катрин Денев поддерживает организацию Amnesty International в борьбе за права человека, за отмену смертной казни, пыток и цензуры. Она подписала манифест о легализации абортов и петицию против принятия закона Дебре о иммиграции, поддерживает организации, ведущие борьбу со СПИДом.

"Я не феминистка. Но во многих странах с женщинами происходят ужасные, пугающие вещи. Например, в Индии, в Китае. Происходят все эти арабские революции. Да что тут говорить, даже в нашем демократичном, толерантном обществе существует неприемлемое неравенство женщин и мужчин".

Почему вы против того, чтобы вас назвали "феминисткой"?

"Это движение пропагандирует некоторые радикальные идеи, которых я не разделяю. Глупо противопоставлять себя мужчинам, бороться с ними. Главая цель - достигнуть абсолютной гармонии между полами.  Да, я горячо поддерживаю женщин. Я люблю женщин. И может быть в этом смысле меня можно назвать феминисткой".

Катрин голосовала на президентских выборах, но она принципиально не поддерживает никого из кандидатов публично, не участвует в избирательных кампаниях. Мы спросили у нее, что она думает по поводу фразы, сказанной Франсуа Олландом "Я не люблю богатых".

"Я могу ответить так: я не люблю бедных".

Вы хотите сказать, что не вам не нравится сам факт существования бедности?

"Именно так. Но я считаю, что такая фраза честнее сказанной Олландом. Есть достойные богатые люди. Те, кто не одержим своей состоятельностью. Он просто хотел как можно четче противопоставить себя Саркози, который ассоциируется с богатой властью".

Что вы думаете о предложении Олланда ввести прогрессивный налог, до 75%?

"Мне кажется, это слишком много. Даже если это лишь общая цифра и потом будут уточнения. Но для меня это ничего не меняет - повышение налогов не причина переезжать в Бельгию или в Англию. Для того чтобы переехать я должна действительно потерять возможность жить так, как я хочу".

Об интернете.

"Иногда я думаю о том, что существуют сайты, которые носят мое имя и которые я никак не могу контролировать. Это ненормально, это пугает. Если я выхожу на улицу и решаю, например, прогуляться в Люксембургский сад, об этом становится сразу же известно в интернете. Черт знает что!"


И вот, интервью заканчивается. Актриса уезжает в отпуск. На наш вопрос, куда она направлется, Денев отвечает: "Очень-очень далеко. Во Франции в августе слишком много людей, они повсюду". Она прощается и уходит. А мы вспоминаем фразу Франсуа Трюффо: "Страх Катрин Денев не в том, чтобы позволить увидеть себя. Она боится быть разгаданной".

Источник

2 комментария:

  1. "Страх Катрин Денев не в том, чтобы позволить увидеть себя. Она боится быть разгаданной" - вот уж это совершенно невозможно в принципе. Катрин не женщина, а целая вселенная.

    Спасибо за интервью (кстати, почему-то с перепостом в жж проблемы:( )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста) Да, она действительно уникальна. Я думаю, что кому-кому, а не ей бояться быть разгаданной)
      По поводу жж ничего не могу посоветовать - никогда туда не делала перепост)

      Удалить